воскресенье, 25 марта 2012 г.

Рек-дайвинг


Рек-дайвинг
  
Сейчас  Вы сможете познакомиться книгами знаменитых американских исследователей Генри Киттса и Браэна Шерри. Наверное, излишне говорить, что все, что Вы здесь прочтете, не может быть использовано, как единственный источник информации. Практически во всех системах обучения существуют соответствующие специализации, где гораздо более полно представлены все особенности погружений на затонувшие суда и есть возможность для практики. Если Вы всерьез интересуетесь затонувшими судами и планируете нырять на них, конечно, просто необходимо такие курсы пройти. Тем не менее, полагаю, всем будет любопытно познакомиться с точкой зрения опытных, заслуженных людей, посвятивших часть своей жизни исследованию кораблей, замерших на морском дне.
Когда я читал эту книгу, время от времени мне в голову приходила мысль о том, что если бы отдельные оценки и идеи послать в "Интернет дайв клуб", они вызвали бы бурю негодования и даже догадываюсь, как бы вероятно назвали авторов, не будь они американцами. Все же, полагаю, кое-чему стоит поучиться у людей, количество декомпрессионных погружений у которых больше, чем входов в "Интернет" у некоторых строгих критиков. При этом необходимо учитывать, что книга была написана десять лет назад, а технический дайвинг развивается довольно быстро.
Материал, как и все на сайте, не предназначен для какого-либо коммерческого использования. Просто перевод для друзей. Автор будет благодарен за все замечания по качеству и точности перевода.
О книгах
Все о погружениях на затонувшие суда. 1995 год. Watersport Publishing, Inc.
Об авторах
Генри Киттс
Генри Киттс - профессор биологии и океанографии, Suffolk Community College, Long Island, NY. Кроме того, что он широко публикуется в этой области, Киттс автор книг "Наследство затонувших судов Новой Англии", "Полевое руководство по затонувшим подводным лодкам", "Руководство по погружениям на затонувшие суда: Нью-Йорк и Нью-Джерси". Он также соавтор серии "Погружения в историю" (подводные лодки, военные суда и подводные лодки США). Он автор рубрики "Исторические погружения" в журнале Discover Diving. Он также член множества обществ и клубов, в том числе Президент Американского общества Океанографии. Его подводные фотографии дополняют как академическое, так и любительское призвания.
Браэн Шерри
Браэн Шерри - фотожурналист, специализирующийся на подводной тематике из Массачусетса. Хотя он работает в различными объектами, его главное направление - затонувшие корабли, что подтверждает более шестисот декомпрессионных погружений. Среди "рэков", которые снимал Браэн великолепный лайнер "Андреа Дориа", восемь немецких подводных лодок и броненосец U.S.S Monitior. Его работы охотно публикуются в большом количестве национальных изданий, таких как Sports Illustrated, American Heritage и National Geographic.
Экипировка.
Снаряжение необходимое для погружений на затонувшие корабли.
    Выбор и подготовка.
Подбор снаряжения для любой специфической работы нужно рассматривать как очень важный и, даже, решающий элемент ее успешного окончания. Прежде, чем на чем-то остановить свой выбор, необходимо твердо понимать суть предстоящего задания. Это особенно верно, когда речь идет о погружении на затонувшее судно. Чтобы должным образом экипировать водолаза для исследования такого объекта, требуется ясно представлять условия предстоящего погружения на "рэк".
Есть пословица, в которой рыбки говорят о том, что "много в море затонувших кораблей, но нет двух одинаковых".  Хотя, было бы удобно раз и навсегда определить весь список снаряжения необходимого для погружений на затонувшие суда или написать полную пошаговую методику погружения на них - это не просто, из-за уникальности каждого "рэка". Очень трудно классифицировать кораблекрушения. Они плохо группируются в ясно определяемые категории с хорошими, понятными правилами для погружения на них. Как мы ранее говорили, имеются бесчисленные типы "рэков", найденных в разнообразных географических районах, разной степени сохранности. Это неизбежно влечет бесчисленное разнообразие условий погружения, что, в свою очередь, порождает множество возможных сценариев.
Ключевой элемент в процессе выбора снаряжения - тип "рэков", на которых Вы планируете погружаться. Это совершенно очевидно, если мы рассмотрим крайние случаи. Очевидно что, дайвер, ныряющий на затонувшее судно в тропиках с глубиной до 12 метров будет, безусловно, иметь меньше снаряжения, чем дайвер, ныряющий на тримиксе в Северной Атлантике на глубину 60 метров. Необходимость в специфическом снаряжении не так ясна, если рассматривать не крайние случаи, а сосредоточимся на "средних", не слишком сложных, но и не слишком простых погружениях. Так как мы не можем утверждать определенно, что "при погружении на затонувший корабль на 10 метров Вам необходимо именно такое снаряжение", или, что "если глубина погружения находится между 30 и 45 метрами Вы должны добавить вот такие элементы", то решением является индивидуальная оценка каждого "рэка". При подготовке к погружению Вы должны подбирать элементы экипировки, рассматривая самые худшие из возможных сценариев, которые только могут реализоваться.
Хотя нереально точно оценить все особенности затонувшего корабля, на который Вы никогда не ныряли, важно установить такие факторы, как глубина или вероятность проникновения внутрь Они и будут влиять на выбор снаряжения. Конечно, увлеченные тотальным подходом Вы можете, погружаться в снаряжении, которое Вам никогда не понадобится и даже может помешать. Но, все же, лучше перед каждым погружением выбирать только совершенно необходимое. 
  Самодостаточность
Основным принципом, определяющим для "рэк"-дайвера выбор снаряжения должен быть принцип самодостаточности. Самодостаточность при погружениях на затонувшие корабли мало чем отличается от самодостаточности во многих других видах деятельности. Для того чтобы быть самодостаточным водителем, к примеру, Вы должны: научиться водить машину, иметь подходящий план и оборудование на случай неприятностей (вроде запасного колеса в багажнике) и постепенно накапливать опыт, который приносит езда по большому количеству различных дорог. Главное отличие между вождением и погружением заключается в том, что если у Вас во время погружения, закончится дыхательная смесь, Вы не можете просто остановиться, включить "аварийку" и ждать помощи. Как дайвер, Вы должны подготовить себя к абсолютно полной самодостаточности. Дайвер, готовящий снаряжение для погружения на затонувший корабль, должен предвидеть потенциальные проблемы и экипироваться так, чтобы иметь возможность с ними справиться. Потенциальные проблемы на "рэках" делятся на две категории - сбои оборудования и опасности исходящие от затонувшего корабля. Вполне может быть, что Ваше оборудование никогда не сломается и, конечно, не все затонувшие суда опасны. Но, если Вы приготовились к неприятностям, Вы сможете выбраться из любой ситуации, которая может произойти.
Управление снаряжением (конфигурация снаряжения)
Чтобы выбрать наиболее подходящее для "рэка" снаряжение и поддерживать высокую степень самодостаточности, хорошо подготовленный дайвер должен уделить пристальное внимание управлению своим снаряжением (конфигурации снаряжения - прим. переводчика), располагая его таким образом, чтобы оно было легкодоступно. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств, дорога каждая секунда. Все элементы снаряжения должны быть доступны тотчас, как они понадобятся. Расположение элементов снаряжения в определённых, строго оговоренных местах - хороший способ предотвратить потерю времени, когда надо что-нибудь быстро найти.
Чем больше дайвер занимается погружениями на затонувшие суда, тем больше снаряжения у него накапливается. В результате требуется все более серьезно размышлять над тем, куда повесить очередной новый элемент. Но конфигурация снаряжения - это нечто большее. Когда Вы погружаетесь на "рэк", Вы должны быть настолько обтекаемы, насколько это возможно. Шланги, ремни и приборы необходимо закрепить как можно ближе к телу, чтобы не допустить случайных "зацепов" на корабле. Стоит учесть, что стоя на борту, дайвер может казаться обтекаемым, но как только он займет горизонтальную позицию для плавания, приборы, сумки и другие незакреплённые элементы выпадут как шасси у самолета. Если шланги слишком длинны и могут торчать, смените их. Все шланги высокого и низкого давления должны быть упорядочены. Если Вы никогда не будете считать процесс все более точной подгонки и конфигурирования снаряжения законченным, это будет способствовать увеличению Вашей безопасности. Во время всего последующего изложения методов подготовки снаряжения мы будем часто предлагать использовать карабины и упругие соединители. Пока Вы решаете, действительно ли пристегивать элементы снаряжения и ищите всё лучшие варианты подгонки, мы расскажем о нескольких вещах, которые настоятельно рекомендуем выполнять.
Один из наиболее опасных типов карабинов - корабельный карабин. Когда Вы используете такой тип карабина для присоединения элементов снаряжения или сумок к кольцу брасового ремня или D-образному кольцу, Вы рискуете потерять их, так как карабин может расстегнуться сам собой. Но что еще более важно, закрепленный на снаряжении, он может застегнуться на выступающих частях корабля, сетях или кабелях, крепко запутав дайвера. Предпочтительно использовать карабины типа "болт" или "ворота", которые может открыть или закрыть только сам дайвер. Внимания заслуживают также и гибкие соединители. Нейлоновые соединители более прочны, чем пластиковые. Пряжек, содержащих металл нужно избегать, так как они подвержены коррозии.
  Снаряжение для погружений
Для того чтобы лучше понять из чего состоит арсенал снаряжения "рэк-дайвера" просто представьте обычное дайверское снаряжение, собранное серьёзно больным паранойей. С таким вот отношением мы и подходим к обсуждению экипировки для погружений на затонувшие корабли. Здесь мы обсудим либо специальное водолазное оборудование, которое необходимое для "рэк-дайвинга", либо стандартное требующее некоторой модификации для использования на затонувших кораблях. Мы не будем обсуждать, скажем, трубки. Хотя это довольно часто используемая вещь и Вы, скорее всего, берете ее с собой, трубка никак не поможет Вам в исследовании затонувшего корабля.
Теплоизолирующие костюмы
Хотя большая часть снаряжения для погружений на затонувшие корабли специально сделана для неблагоприятных условий, некоторые наиболее общеупотребительные элементы выбираются в соответствии с окружающей дайвера средой при погружении на "рэк". Так как затонувший корабль - очень "жесткая окружающая среда", где очень легко зацепиться и порвать снаряжение, тепловая защита дайвера  должна выбираться из соображений стойкости к проколам и разрывам. Даже в самой теплой воде стоит надевать такие виды костюмов, которые защищают от торчащего металла и острых углов, которые в изобилии присутствуют на любом корабле. Грубые (rugged) мокрые костюмы обычно обеспечивают необходимую защиту, так же как и некоторую тепловую изоляцию.
Выбор толщины костюма обычно зависит от местных условий. В более холодных водах 7-мм мокрый костюм очень хорошо изолирует дайвера, обеспечив защиту в обоих направлениях. Если планируется продолжительное погружение в холодной воде или погружение на большей глубине, где "обжим" уменьшает теплоизолирующие свойства мокрого костюма, то стоит остановиться на сухом костюме. С недавнего времени сухие костюмы стали особенно популярны в связи с появлением их широкого выбора. Многие дайверы используют только сухие костюмы, погружаясь в них во всех климатических условиях, теплых и холодных, меняя только количество и тип поддевки. Выбор сухого костюма это исключительно вопрос личных предпочтений. При этом стоит учесть все советы, полученные до того, как этот выбор состоялся. Если Вы хотите быть в тепле и сухости и с комфортом исследовать "рэк", Вы должны пуститься на хитрости. Сухие костюмы, особенно из вулканизированной резины, менее прочны, чем неопреновые. Для увеличения прочности можно надеть комбинезон поверх костюма. Комбинезоны, имеющиеся в продаже в любом магазине рабочей одежды, должны быть предварительно доработаны для того, чтобы обеспечить доступ к клапанам поддува и стравливания воздуха. Но зато они помогут избежать разрывов костюма и, кроме того, он долго будет выглядеть "как новый". Стоит учитывать, что нижняя часть комбинезона - причина дополнительного торможения при движении в воде.
Независимо от того какой тип теплоизолирующего костюма Вы выбрали, "ахиллесовой пятой" для "рэк-дайверов" являются колени. Выступая опорой при погружении на затонувший корабль, они - наиболее повреждаемая часть тела дайвера. Чтобы устранить эту неприятность и продлить время службы костюма, стоит надевать наколенники. Простейший наколенник, вырезанный из куска резиновой камеры, может надеваться перед каждым погружением и это все, что нужно для обеспечения дополнительной защиты.
  Компенсаторы плавучести
Сейчас мы обсудим компенсаторы плавучести. В то время как все соглашаются, что компенсатор плавучести обязательный атрибут при погружениях в мокром костюме, некоторые утверждают, что с определенными видами сухих костюмов компенсатор плавучести не нужен. Возможно, это справедливо в некоторых случаях. Однако для глубоких погружений дайверы должны обязательно иметь компенсаторы. Чем глубже погружается дайвер, тем тяжелее он становится. Без компенсатора плавучести водолаз должен будет непрерывно поддувать сухой костюм до некомфортного уровня. Намного удобнее добавлять достаточное для комфортного плавания количество воздуха или другого газа, используя для выравнивания плавучести компенсатор. Сухой костюм также может порваться и наполниться водой, резко изменив плавучесть, достигнутую в результате поддува. Даже в неопреновой "семерке", которая сама имеет некоторую плавучесть, большой разрыв может сильно повлиять на способность дайвера контролировать глубину погружения.
Другая причина, по которой "рэк-дайверы" раньше отказывались от компенсаторов, состоит в том, что их конструкция ухудшает доступ к клапану поддува и D-образным кольцам на груди. Необходимость, мать изобретений, заставляет применять компенсаторы с креплением на спине ("крыло", в отличие от "жилета" - прим. издателя). Прикрепленный между "спинкой" и баллоном такой вид компенсатора оставляет свободным другое снаряжение и достаточно закрывает тело сзади, тем самым уменьшая проблемы при погружении на "рэк". Хотя популярность этих компенсаторов стремительно увеличилась среди рэк и кейв дайверов в последнее время, связанная с ними конфигурация появилась совсем недавно. В качестве ее дальнейшего развития на шланги инфлятора надо надеть кольца, сделанные из медицинского шланга (вполне годятся и вырезанные из обычной велосипедной камеры - прим. издателя). Шланг поддува компенсатора надо пропустить сквозь них, чтобы прикрепить его к шлангу инфлятора и избежать его неплотного прилегания, что может привести к "зацепу" при погружении на корабль. К одному из таких колец надо прикрепить "правильный" - карабин: типа "болт", а с другой стороны закрепить его в точке, где шланг будет легкодоступен, например, к D-образному кольцу на ремне крепления "спинки". Некоторые компенсаторы имеют шланг низкого давления встроенный в шланг инфлятора.
Обеспечивая подъемную силу в 50 фунтов компенсаторы типа "крыло" хорошо подходят для дайверов, работающих на глубине, предоставляя им возможность брать дополнительные (стэйдж) баллоны, добавляющие значительный лишний вес. В порядке реализации принципа дублирования (не буквальный перевод, в оригинале redundancy - излишество, то есть "имей излишнее" - прим. издателя) многие дайверы берут с собой два компенсатора, на случай отказа одного из них (видимо, тогда еще не было компенсаторов с двумя камерами - прим. издателя).
  Дыхательные системы
Так как мы коснулись очень важного "R"-слова - redundancy - теперь мы должны акцентировать внимание на снабжении газом. Во время исследования затонувшего судна самым правильным будет ожидать худшего. Подобно пионеру, ныряльщик на затонувшие корабли должен быть "всегда готов". Дыхание это то, о чем мы должны позаботиться в первую очередь. Совершенно обязательно создавать конфигурации, в которых газа будет больше чем необходимо и, кроме того, в порядке реализации принципа дублирования, должен быть дополнительный запас на случай возможной неисправности.
Дублирование в дыхательной системе означает совершенно независимую систему, а не просто октопус. Весь воздух в мире не спасет Вас, если первая ступень Вашего регулятора сломалась, что случилось однажды с Браэном Шерри. Во время погружения на подводную лодку США "BASS", он плыл вдоль песчаного дна от кормы к носу, когда его регулятор отказал. На 50-ти метровой глубине его первой мыслью было - "Этого не может быть". Вторая мысль: "А ведь немало воды у меня над головой!". И следующая, как я понял: "Благодарю Господа, что у меня есть пони-баллон!". Несмотря на то, что отказ произошел в начале погружения и у него за спиной был полный баллон, именно пони позволил ему достичь спасительного якорного каната.
Стоит запомнить, что  "рэк" расположенный на мелководье, не обязательно безопасней, чем более глубокий. Существуют затонувшие корабли на мели, когда их часть вообще выброшена на поверхность, но в случае проникновения внутрь там можно потерять ориентацию из-за мути и колебаний от волн, проникающих через пробоины в корпусе. Глубоко или мелко, очень просто попасть в ситуацию, когда потребуется дополнительный воздух. Убеждение, что Вы имеете более чем достаточно газа, никогда не может вызвать сожаления.  Хотя ныряльщики на затонувшие корабли придумали огромное количество всяких усовершенствований относящихся к конфигурации дыхательной системы, ниже мы расскажем о нескольких наиболее часто применяющихся и сегодня. 
  Однобаллонная система
Наиболее простые дыхательные системы, которые могут быть использованы для исследования затонувших кораблей - однобаллонные конфигурации. Эти системы применимы только при планировании погружений на малые глубины на короткое время. Если существует даже минимальный шанс возникновения декомпрессионной ситуации или проникновения внутрь, то от этой конфигурации нужно отказаться. Главной причиной, по которой ее до сих пор используют, считаются сложности, возникающие при дублировании. При одном баллоне и одном регуляторе очень трудно запутаться и ошибиться.
Многие дайверы умеют правильно расходовать воздух, но не только ограниченный запас воздуха делает однобаллонную конфигурацию неприемлемой. Надёжность однобаллонной системы может быть повышена путём дублирования. Например: добавление пони-баллона или Y-вентиля позволяет использовать независимый регулятор. Однако, даже после модификации, применение однобаллонной конфигурации чрезвычайно ограничено. В любом случае, Вы должны рассмотреть возможность возникновения опасных ситуаций при погружении и решить, насколько применима такая система.

  Независимая "спарка"
Если Вы собираетесь совершить более глубокое погружение или просто хотите увеличить надежность Вашей дыхательной системы, то самым логичным шагом является применение независимой "спарки". Наиболее простой путь создания такой системы - соединить два одиночных баллона вместе и присоединить по регулятору к каждому из них.
Используя эту конфигурацию, дайвер может перейти от одного регулятора к другому в любой момент в течении погружения. Обычно используют от 1/3 до 1/2 в первом баллоне, прежде чем переключиться на второй. При таком методе существенный запас газа всегда сохраняется в одной из независимых систем на случай неисправности другой.
Дайверам, использующим сухой костюм и компенсатор одновременно, рекомендуется шланги низкого давления снаряжения присоединять к разным регуляторам. Таким образом, в случае поломки одного из вентилей или регуляторов, дублирующая система регулирования плавучести продолжает действовать.
Добавление второго регулятора требует найти место для его размещения, с сохранением возможности удобного управления своим снаряжением. Есть много способов, но наиболее используемым является размещение второй ступени одного регулятора на шее под подбородком на легко снимаемом кольце из медицинской резины, а второго пристегнутого к D-образному кольцу на коротком фале. Вторые ступени должны отличаться, чтобы Вы не запутались, какую использовать и какую Вы только что использовали. Это достигается различными способами, от применения двух конструктивно разных вторых ступеней до маркировки их влагостойким скотчем или использования отличающихся загубников. Неважно, какой из путей Вы выберете, главное, что бы вторые ступени были доступны немедленно, когда необходимо и не затерялись среди другого снаряжения. Два прибора от разных регуляторов (скажем, манометр от одного и консоль от другого - прим. издателя) могут быть выделены и соединены вместе кольцом из медицинской резины для создания компактного пакета приборов. Например, если Вы выбрали цветовую маркировку для регуляторов, то такая же маркировка должна быть сохранена и для приборов, чтобы можно было легко понять, какой прибор к какому баллону относится.
  "Спарка" с манифольдом
Другая конфигурация со "спаркой" отличается добавлением манифольда, что позволяет создать систему дыхания, в которой газ доступен из обоих баллонов одновременно. В простейшем случае на "спарке" с манифольдом используется один регулятор, так как уже нет необходимости переключаться с одного регулятора на другой во время погружения. Очевидный недостаток - отсутствие дублирования. Если манифольд или регулятор выйдут из строя, их нечем заменить. В качестве примера, иллюстрирующего всю опасность такой ситуации можно привести историю, рассказанную ветераном дайвинга и капитаном чартерного судна Ларри Кином, Океаник Сити,   Мерилэнд.
"Однажды, мы погружались на затонувшую подводную лодку U-853 на глубину 42 метра. Тут я получил свой первый урок важности дублирования системы дыхания. Когда в ограниченном пространстве я изучал внутреннюю часть переднего торпедного отсека, то зацепился за острый, рваный выступ металлической балки, который в буквальном смысле разрезал мой шланг высокого давления регулятора пополам. За несколько секунд весь воздух из моей "спарки" полностью вылетел, превратившись в поток пузырей. Я заставил себя не поддаваться панике, устремился к загрузочному люку и облегченно увидел моего бадди примерно в 10 метрах у другого люка. У меня была альтернатива - плыть к нему или вылететь на поверхность. Я выбрал первый путь и решил всплыть вместе с бадди, дыша из одного регулятора. Ринулся к нему. Он мгновенно оценил ситуацию, и мы благополучно вместе всплыли на поверхность. Мне повезло, что я был вне декомпрессионных пределов. С тех пор никогда не вхожу в воду без дублирующей системы дыхания".
Простейшая "спарка" с манифольдом может быть усовершенствована добавлением пони-баллона. Некоторые дайверы, особенно погружающиеся глубоко, оспаривают преимущества пони-баллона из тех соображений, что малый газ все равно не поможет в случае опасности. Опять же стоит оценивать каждое погружение индивидуально. Видимо, 3-4 литровый баллон слабо поможет на глубине в 100 метров, но может спасти Вашу жизнь на 25 метрах. Если Вы используете простую "спарку" с манифольдом, то добавление пони-баллона крайне благоразумно.
Существует очень простой способ крепления пони к "спарке". Достаточно длинного металлического прута и двух металлических хомутов. Протаскивая прут между баллонами внутри хомутов крепления "спарки", зацепите им два хомута и закрутите их, притянув пони к основным баллонам вплотную. Так Вы уменьшаете риск запутывания, если между пони и баллонами что-нибудь попадет.
Разновидностью "спарки" с манифольдом является применение манифольда с изолирующим вентилем. Такая конфигурация объединяет преимущества двух предыдущих. Позволяет иметь два регулятора для дублирования и, в то же время, расходовать газ из обоих баллонов, используя один, произвольно выбранный, регулятор . Если изолирующий вентиль открыт, дайвер может не переключать регуляторы во время погружения, но не имеет полностью дублированной системы. При катастрофической потере газа, например в случае прямой подачи или обрыва шланга, изолирующий вентиль может быть закрыт, делая систему вновь работоспособной и обеспечивая дайверу возможность контролируемого всплытия.

Хотя, эта конфигурация намного привлекательнее, необходима практика, чтобы суметь закрыть изолирующий вентиль, особенно в случае опасности. На первых порах Вам даже возможно придется отстёгивать поясной (и брасовый? - прим. издателя) ремень, чтобы поднять баллоны повыше, где Вы сможете их достать. Его не надо расстегивать вовсе, достаточно ослабить, что является еще одной хорошей причиной, почему ремень надо иметь чуть длиннее. Попрактикуйтесь сначала в бассейне, потом на мелкой открытой воде, прежде чем использовать эту конфигурацию в серьезных глубоких погружениях.
Поскольку закон Мэрфи еще никто не отменял, многие дайверы решают еще больше увеличить надежность системы, добавив к "спарке" с изолирующим вентилем пони-баллон. Нужно еще раз подчеркнуть, что многократное дублирование само по себе не убережет от неприятностей. После того как второй регулятор установлен на манифольд или пони-баллон, вторая ступень регулятора должна быть непрерывно легко доступна. Наличие дублирующего регулятора, который болтается бог, знает где и Вы не можете его найти - плохая помощь, когда Вы делаете последний вздох из основного регулятора  и возитесь в иле и грязи внутри затопленной подводной лодки. Сначала научитесь пользоваться системой дыхания, если уж Вы ее выбрали.
  Ножи
Есть некоторая ирония в том, что когда Вы чувствуете, что повятили исследованию кораблекрушения годы, искали и искали его в море, наконец, плывете вдоль палубы, знаете, что Вы первый, кто когда-либо был здесь, но наталкиваетесь на сотни метров сетей и множество лески с крючками. В действительности, затонувшие корабли представляют интерес не только для рэк-дайверов, но и, в равной степени, для рыбаков. Рыбаки-спортсмены ищут затонувшие корабли, потому что на этих искусственных рифах велико разнообразие рыбы, в то время как рыболовецкие суда предпочитают избегать рэки, но, тем не менее, часто оставляют свои сети на рангоуте и корпусах затонувших судов. Добавьте к сетям и леске ходовые концы и фалы с буйками, оставленные другими водолазами, и Вы получите место, где чрезвычайно легко запутаться. По этой причине, ключевая часть оборудования для рэк-дайвера - нож.
Вы можете прийти в любой дайверский магазин, и Вам покажут множество разных ножей, многие из которых обладают уникальными особенностями. Однако следует помнить, что наиболее важная особенность водолазного ножа заключается в том, что с его помощью можно эффективно освободить Вас при запутывании. Наличие большого зазубренного ножа, который может использовать как рычаг, может быть полезно, но основная функция заключается в том, чтобы перерезать веревку.
Самые острые ножи, разработанные специально для перерезания крепких веревок и лески, сделаны для коммерческих рыбаков. Доступные в большинстве рыбацких магазинов, эти ножи могут быть легко приспособлены для погружения. Если Вы не хотите использовать прилагаемое крепление, удобное крепление может быть сделано пропускающим воду тканевым материалом с обязательным легко расстегивающимся и расстегивающимся клапаном. Подобное крепление можно закрепить на задней части консоли или даже приклеить на куске неопрена к легко доступной части Вашего костюма, например к бедру. Хотя эти ножи ржавеют после нескольких погружений, они достаточно недороги, чтобы можно было себе позволить их заменять по мере необходимости.
Наиболее используемыми местами расположения ножей являются: передняя часть бедра, боковые части бедра, внутренняя или наружная часть голени, рука от локтя до кисти, шланг поддува компенсатора, задняя часть консоли.
Помните о важности дублирования. По меньшей мере, два ножа должны быть закреплены в различных местах. Если Вы запутались, можно не суметь достать один из них.
Всегда думайте: - где нож может быть наиболее легкодоступен? - где наибольшая вероятность запутывания? - если Вы не смогли достать один нож из-за того, что запутались, где должен располагаться второй?
Альтернативой ножу, по мнению некоторых рэк-дйверов, являются хирургически ножницы. Если есть уверенность, что сможете управляться с ними, этот инструмент будет верно работать на Вас, так как с его помощью можно перерезать даже пенни. Запутаться на затонувшем корабле можно очень сильно, и поэтому желательно иметь даже не два, а три различных по конструкции ножа, расположенных в разных, стратегически рассчитанных местах.
  Свет
Хотя искусственный свет не всегда необходим при погружении, если и дневного света достаточно. Но дайверский фонарь - очень полезный инструмент для наблюдения под поваленными обломками корабля или в пробоинах корпуса. Зачастую только фонарь поможет водолазу найти артефакты, которые в противном случае наверняка были бы пропущены. Он также чрезвычайно удобен для сигнализации бадди, если Вы хотите привлечь его внимание. Если проникновение - часть плана погружения, фонарь, 
безусловно, Вам необходим. 
.
Дублирование, являющееся ключевым словом, заставляет иметь, по крайней мере два, а лучше три фонаря. Вообразите ощущение при плавании через разветвляющийся лабиринт ходов в полной темноте, и Вы никогда не забудете захватывать надежные резервные фонари. Как с большинством элементов снаряжения личное предпочтение диктует выбор. При этом стоит учитывать, чтобы фонарь являлся достаточно ярким, чтобы осветить темноту внутренней области затонувшего судна и обеспечивать адекватное время работы.
Время работы зависит от источника питания. Фонари поставляются или сухими батареями, или с перезаряжающимися батареями(аккумуляторами). Если Вы используете фонарь часто, то лучше иметь аккумуляторы, иначе разоритесь на батарейках. Они обеспечивают интенсивный свет, подходящий для погружения на затонувший корабль. Обратная сторона медали заключается в том, что кривая зависимости яркости от времени является крутой. Это означает, что когда фонарь начинает затухать, он делает это быстро. Очевидно, такая ситуация является не слишком хорошей, когда Вы глубоко внутри корабля. Батарейки, с другой стороны, часто дают не такой яркий свет, зато затухают постепенно, предупреждая хозяина о разрядке потускнением пучка. Практика подсказывает, что в качестве основного фонаря надо брать аккумуляторный, а качестве резервного - батарейный.
Так как рэк-дайверы часто возвращаются из корабля не с пустыми руками, многие пытаются использовать незадействованное пространство на голове для размещения источника света. Большинство фонарей можно прикрепить к хоккейному или строительному шлему, или к полнолицевой водолазной маске, специально для этого предназначенной.
Чтобы предотвратить потерю ручного фонаря, к нему можно прикрепить два карабина. Один на короткой, другой на длинной веревке. Пока фонарь не используется, он висит на короткой веревке и не болтается, где попало. Если Вы начали работать с ним, просто отцепляете карабин на короткой веревке и фонарь остается застрахованным от падения длинным кончиком, который, кроме всего прочего, не мешает с ним управляться.
  Ходовой конец
Когда, наконец, наступает время окончания погружения, очень успокаивает, когда Вы видите драгоценный якорный канат точно там, где Вы покинули его и понимаете, что он показывает правильный путь наверх - туда, откуда Вы прибыли. История показывает, однако, что лучшие планы могут срываться (иначе мы не имели бы никаких кораблекрушений!).
Вы легко можете потеряться на незнакомом рэке или якорный канат может перетереться и оборваться. Хотя надо приложить все усилия, чтобы правильно зацепить якорный канат и найти его, есть ситуации, в которых водолаз должен подниматься наверх без этого. Знающий эти факты, полностью самодостаточный рэк-дайвер должен быть экипирован так, чтобы иметь возможность справиться с подобными обстоятельствами. Многие опытные водолазы предпочитают обязательно включать в план погружения элемент под названием "на всякий случай", который заключается в том, чтобы иметь при себе специальное приспособление для выпуска наверх фала - ходового конца, который может заменить якорный канат при подъеме. Оно (приспособление) может быть изготовлено различными способами. Наиболее распространенный вариант - иметь 300 футов (100 метров) или большее количество 1/4 " веревки, намотанной на круглый штифт (палку) с круглыми дисками на каждом конце, для исключения соскальзывания веревки. Несколько дюймов штифта должны быть оставлены на каждом конце так, чтобы можно было держать штифт обеими руками. Приспособление обычно крепится между баллонами "спарки" посредством колец из хирургической резины или срезов камеры, и вытаскивается при необходимости.
Прикрепив конец фала к эрлифту и поддувая эрлифт, водолаз отпускает его, позволяя фалу раскручивать штифт, удерживаемый руками, или закрепленный на корабле, создавая, тем самым свой собственный "ходовой конец", ведущий к поверхности. С подъемом эрлифта на поверхность экипаж обеспечивающего судна знает Ваше местонахождение и может наблюдать за Вашим подъемом и оказать помощь при необходимости. Эрлифт может быть прикреплен к концу фала заранее или висеть на полукольце подвески. Эрлифты бывают разных размеров, и различаются в зависимости от подъемной силы. Даже маленький эрлифт с подъемной силой в 50 фунтов годится для этих целей. Эрлифт больших размеров еще лучше. Как увидим при обсуждении темы подъема артефактов, эрлифт может пригодиться и там. Поэтому необходимо обсудить метод его подготовки и наполнения воздухом. Использование второй ступени регулятора потенциально опасно, так как интенсивное извержение воздуха может привести к замерзанию в положении свободной подачи. Вместо этого, простое устройство, называемое достаточно интересно - инфлятор эрлифта, может быть подключено на любой шланг низкого давления, и позволить водолазу быстро и безопасно "выстрелить" эрлифт. Оно представляет собой просто наконечник, надевающийся на шланг низкого давления, вроде наконечника для накачивания мячей.
Менее желательным является другой метод. В ситуации, когда дайвер вынужден всплывать без стационарного ходового конца, можно воспользоваться катушкой с намотанным шнуром. Выпустив эрлифт, водолаз дрейфует, держа в руках катушку. Такой тип катушек обычно изготавливается из нержавеющей стали с большой бобиной такого диаметра, чтобы на ней уместилось несколько сотен футов (несколько десятков метров) шнура диаметром 1/8 ". Это приспособление используется иначе, чем предыдущее, из-за маленького диаметра шнура. За него чрезвычайно трудно держаться, если он закреплен на рэке, а Вы всплываете, держась рукой за этот шнур. Катушка должна быть закреплена за полукольцо на подвеске, и Вы должны дрейфовать вместе с ней, потихоньку выбирая свободный конец на барабан.
Хотя такие катушки наиболее часто используют при проникновении внутрь затонувшего корабля, она может также служить как превосходный разведывательный инструмент. В незнакомых местах с ограниченной видимостью, катушка может быть привязана к якорному канату, позволяя водолазу исследовать рэк без опасения потерять место выхода. Значительно меньший по размеру кусок веревки, который очень удобен на многих рэках, называется - "Jonline". Названный по имени изобретателя, старого водолаза Джона Хулбурта, "Jonline" используется при декомпрессии в дни, когда море штормит, сильно течение или когда слишком много водолазов сидит на той же самой остановке. Кусок веревки длиной не более десяти футов закрепляется на стационарном ходовом конце при помощи карабина или обматывается вокруг него, позволяя водолазу отойти от ходового конца и не путаться под ногами у товарищей и погасить колебания основного "ходовика". "Jonline" может быть легко убран в карман костюма, компенсатора или поясного кармана. Одновременно он может служить инструментом более легкого открывания молнии на поясном кармане, будучи привязан к кольцу замка молнии, по типу веревочки на спинных молниях мокрых костюмов.
  Грузовой пояс
Однажды потеряв грузовой пояс, будучи одетым в сухой костюм, внутри "рэка", может резко сократить Вашу жизнь. Фактически, имеются совсем немного исключений, когда дайвер хотел бы избавиться от грузового ремня при проникновении внутрь затонувшего судна. Некоторые люди утверждают, что для того чтобы избежать случайной потери грузового пояса, на него надо ставить две пряжки вместо одной. Вообще, пряжки, сделанные из металла предпочтительней пластмассовым из-за прочности металла, удерживающего на нейлоновом ремне свинцовые груза. Металлические пряжки также намного надежней в случае неаккуратного обращения и зачастую могут быть отремонтированы в случае повреждения.
Устройства сигнализации
В "рэк-дайвинге", в отличие от других видов дайвинга, самодостаточность нужна не только тогда, когда Вы под водой. Даже в случае использования ходового конца или декомпрессионного буя очень часто можно всплыть и не увидеть обеспечивающие судно. К примеру, если якорь не держит, то судно может довольно долго дрейфовать, прежде чем команда обнаружит это. Может сесть туман или Вы попадете в течение, с которым не сможете совладать.
Если произошло что-то подобное, старайтесь зацепиться за ходовой конец, прикрепленный к "рэку", так как обеспечивающему судну всегда легче найти место, где затонуло судно, а не рыскать за Вами по всему океану. Впрочем, как известно, что когда кажется, что ничего не может случиться - тут же случается неприятность.
Несколько лет назад водолаз, возвращавшийся на бот после погружения на Андреа Дориа, проверял свою видеокамеру, плывя к спущенному трапу. Когда он поднял голову от камеры, то понял, что течение пронесло его мимо судна и слишком сильно, чтобы плыть против него. Он ясно видел человека, забивавшего баллоны на корме, но его крики не были слышны из-за шума компрессора. Прошло приблизительно 30 минут до того как всплыл его бадди, проходивший длительную декомпрессию, и сообщил о случившемся. К тому времени бедолага уже дрейфовал на порядочном расстоянии, и сгущавшийся туман сильно уменьшал его шансы быть найденным до наступления темноты. Кроме того в таком тумане проходившие корабли могли легко наскочить на самого дайвера. Капитан обеспечивающего судна проявил благоразумие и подавал сигналы через каждые несколько минут, пока туман не рассеялся.
Поисковая команда, в конечном счете, нашла водолаза, который к тому времени сбросил грузовой пояс, "спарку", пони-баллон, регуляторы и приборы. До того как воздух в баллонах кончился, он приклеил липкой лентой фонарь к руке, чтобы помочь спасателям найти его ночью. Такой дрейф , является основанием для водолаза говорить позже, что плохие вещи случаются - особенно в море! Чтобы облегчить себе жизнь в случае такой неудачи нужно иметь сигнальное устройство. Имей этот дайвер сигнальное устройство, то один из членов экипажа, возможно, услышал бы его и спасение последовало бы немедлено.
Традиционным сигнальным устройством является свисток, который свистит достаточно громко, но есть и другие варианты. Другие имеющиеся в продаже продукты представляют собой, к примеру, dive-alert (тоже свисток), который подсоединяется к шлангу низкого давления и производит при нажатии на кнопку пронзительный свист или "сосиску безопасности", представляющий из себя сосискообразный яркоокрашенный буй, делающий дайвера более видимым на поверхности моря. Маленькая "мигалка" может быть прикреплена к Вашему компенсатору, и активизирована ночью или в условиях плохой видимости.
  Технические игрушки
Поскольку погружения на затонувшие корабли постоянно совершенствуются, появляются новые элементы, делающие "рэк-дайвинг" более безопасным, простым и продуктивным. Сейчас есть огромное количество всяческих приспособлений от различных видов компьютеров, значительно облегчающих многоуровневые погружения, до буксировщиков, позволяющих быстрее осматривать большой "рэк" и даже "сдувать" песок с артефактов.
Под водой могут быть также очень полезны металлоискатели, особенно когда "рэк" сильно врос в дно. Металлодетекторы сильно отличаются по своим возможностям, и Вы должны хорошо подумать, прежде чем выкладывать деньги. На некоторые модели воздействует соленая вода и лучший их использовать только в пресной воде. Другие модели могут быть настроены, чтобы не реагировать на "хлам" типа мелких вкраплений в грунт. Более сложные модели могут обнаруживать очень маленькие ценные элементы, скрытые в песке. Кто знает, возможно придет день, когда Вы, устав от бесплодных поисков, неохотно погрузитесь на старый прибрежный затонувший корабль с металлодетектором в руке и найдете то, на поиски чего могли бы потратить все свою жизнь.
Перед тем как завершить наше обсуждение водолазного снаряжения для "рэк-дайвинга", мы возвращаемся к размышлениям, приведенным в начале главы. О том, как очень важно уметь подобрать правильное снаряжение соответствующее особенностям Вашей подводной деятельности. Еще более важно знать, как его использовать. Наиболее важная часть снаряжения, которую водолаз должен иметь - его или ее мозг. Хорошее навыки нельзя купить! Покупка самого прекрасного оборудования в мире, сама по себе, не сделает Вас хорошим "рэк-дайвером". Настоящий ныряльщик на затонувшие корабли должен уметь умело и компетентно обращаться с каждым элементом своего снаряжения. Умение вырабатывается практикой. Компетентность может быть достигнута, использованием необязательных элементов оборудования достаточно часто так, чтобы их использование стало Вашим вторым характером. Время от времени поднимайтесь по декомпрессионному бую, находясь рядом с якорным канатом. Используйте ваш нож, чтобы отрезать сетку в течение погружения, когда Вы не запутаны. Используйте Jonline  и в тот день, когда имеется едва ощутимое течение, и вы - единственный на ходовом конце.
Тренировка тех навыков, которые Вы не обязаны использовать в условиях данного погружения - лучший способ подготовки ко дню, когда Вам придется это сделать. Любой дайвер накапливает опыт и прогрессирует только часто ныряя в различных условиях. Опыт это переработка того, чему нас учать затонувшие корабли и море. Невозможно научиться всему, сколько бы Вы не ныряли. Нет предела совершенству.
Еще раз обратясь к аналогии с автомобилем, скажем, что смехотворно участвовать в гонках "Формулы-1" только что получив водительские права, даже если Вы купили у Феррари его лучший болид. Точно также неблагоразумно пытаться нырять на затонувшие суда, требующие опыта, если Вы новичок. Есть хорошая пословица. "Хороший стрелок известен не благодаря своим стрелам, а той цели, которую он поразил". Прогрессируйте постепенно, но неотступно, шаг за шагом. Это лучший способ достичь желаемого.

Комментариев нет:

Отправить комментарий